Горькие пилюли

Рекламы в 2015-м стало меньше. На первый взгляд. А на второй — бюджеты, пусть и сокращенные, размазали по немыслимому количеству новых каналов, большинство которых вызывает либо раздражение у потребителей, либо усмешку у профессионалов.

Суперакция

Больше всего пострадала пресса. Даже популярные общероссийские издания столкнулись в первом полугодии с трудностями заполнения рекламных площадей.

— Все боятся заключать долгосрочные договоры, хотя бы до осени. Даже постоянные клиенты, которые размещались у нас из года в год, — жаловалась в мае руководитель рекламного отдела федерального еженедельника.

— Лучше я на эти деньги неделю прокатов на ТВ возьму, — пояснял свою позицию один из наших клиентов.

Кто бы раньше поверил, что пресса и ТВ поменяются местами? Первая превратилась в дорогой имиджевый канал, а телевидение — в повседневный инструмент продаж. Надо сказать, что этому немало способствовала гибкая ценовая политика ТВ-каналов в начале года.

А вот газетам снижать цены было уже некуда… Посмотрите на бесплатные рекламные издания, казалось бы, битком забитые модулями разных компаний. Однако клиент, скорее, мертв, чем жив. Часть этой рекламы просто не оплачена. Редакторы печатают ее на свой страх и риск, без предоплаты, надеясь, что со временем удастся выбить деньги с рекламодателей, пусть и за половину стоимости.

Более-менее дела обстояли лишь у местных газет в маленьких городах. Как известно, в том же Ангарске: не публикуешься в Свече или Времени — считай, тебя вообще нет.

Честно говоря, не знаю, чем объяснить популярность радио-рекламы. Так, в июне мы не смогли забронировать ни одного приличного спонсорского пакета — все было уже выкуплено! Рекламодателей не останавливала даже высокая цена, особенно на МСМ-радио. Вероятно, действовал стереотип, что радио дешевле ТВ, при этом сравнимо по охвату? Или привлекала более низкая цена «вхождения».

Однако до осени 2015-го средние и крупные пакеты на телевидении были выгоднее, чем на радио, а стоимость изготовления простых роликов примерно одинаковая. Мелкие же пакеты — что на ТВ, что на радио — покупать нет смысла: размазать тонким слоем — только фигуру беречь. Ну, а если вслушаться в диалоги диджеев со слушателями-участниками игр, то становится понятно — ловить там нечего! Безработная молодежь и безденежные студенты. Это точно ваша аудитория, уважаемые Алмаз и охранные службы?

Владельцы рекламных щитов в кризисном 2015-м также были вынуждены идти на уступки. Тем не менее, с улиц Иркутска практически исчезли небольшие региональные компании (мебель, недвижимость, отделочные и стройматериалы) и сократили присутствие некоторые федеральные (автодилеры). На этом фоне особенно заметна стала реклама сотовых операторов: новичку Теле2 надо было догонять конкурентов, а Мегафон искал свой потерянный стиль. Первая половина года у обоих была провальной, а вот во второй — Мегафону все-таки удалось нащупать трубку кое-что.

Мегафон "нащупал" трубку

Отказавшись (либо уменьшив бюджеты) от традиционных каналов, рекламодатели принялись глотать волшебные пилюли, в избытке предлагаемые рекламными агентствами: так, чтобы принял (разместился) — и покупатели повалили. Ох, уж эти притягательные словечки «брендинг», «лэндинг-пейдж», «таргетинг»… У всех есть, и мне надо!

— А зачем вам лэндинг, у вас вполне работоспособный сайт — с каталогом, портфолио и роликами? — спросили мы у одного потенциального клиента.

— А пусть будет! — легкомысленно отмахнулся генеральный, не задумываясь о том, что его товар — не кейс с носками за 999 руб., а дорогая индивидуальная услуга, которую не купят у фирмы с одностраничным типовым сайтом в стиле «Позвони мне!».

Рекламными материалами в 2015-м обклеивали все вертикальные поверхности, какие только можно — заборы рядом с ТЦ, стены в подъездах, ячейки в супермаркетах, двери такси… А уж такого количества транзитной рекламы город доныне не видывал! Однажды летом мне очень повезло: увидела новенький красный трамвай БЕЗ РЕКЛАМЫ. Как будто в детство вернулась, Деда Мороза на улице встретила.

Аудиореклама в торговых центрах при соблюдении определенных условий — очень эффективна. Но сомневаюсь, что это относится к роликам обувных магазинов в мини-маркетах в спальных районах, когда у покупателей на уме только одно: «Что купить/приготовить на ужин???» Не удивительно, что этот вид рекламы так и «не пошел» среди иркутских рекламодателей: попробовали, убедились, начали другие «пилюли» глотать…

К рекламным нелепостям-2015 можно отнести и промоакцию фитнес-центра World Gym (если не путаю, названия-то на один манер), разыгрывающего годовой абонемент на Фортуне в 30-градусную жару. Видели бы вы лица покупателей, выходивших со стройрынка с рулонами обоев и натыкавшихся на инструкторов, отжимающихся от тротуарной плитки.

В непонимании аудитории их переплюнул, пожалуй, только Востсибстрой со слоганом «Хватит копить, пора квартиру купить». Серьезно, пора?))) Да как за хлебом сбегать!

Здравый смысл в прошлом году отказал маркетологам еще двух компаний. Сначала ПосудаЦентр выгнал своих сотрудников с плакатами к проезжей части на Карла Маркса и Декабрьских Событий, вместо того чтобы анонсировать открытие нового магазина непосредственно среди посетителей торгового комплекса Фортуна. Затем идею одиночных пикетов подхватил и супермаркет Деликатес (5 армия): на девчонок, повиснувших на тяжелых транспарантах в жару, было жалко смотреть .То ли дело парни из МЧС: в честь юбилея они проехали по улицам на велосипедах и раздали фирменные шарики и агитки, — и внимание привлекли, и настроение людям подняли.

Пикет ПосудаЦентра

А вот удачей-2015 можно назвать проект создания супермаркетов мороженого от фабрики Ангария. В настоящее время открыто более 15 магазинов, в том числе шесть в Иркутске, четыре — в Ангарске, три — в Новосибирске. Днем в сладких супермаркетах не переводятся дети («Это мой самый любимый магазин, каждый день после школы захожу»), а вечером — взрослые после работы («А есть у вас просто пломбир? Нам большой контейнер…»). И ведь подумать: чем этот магазинчик отличается от киоска с мороженым в двух метрах от него? Место и товар — те же, а вот формат обслуживания — другой. Сами покупатели в отзывах в интернете отмечают большой ассортимент, низкие цены и доброжелательный персонал.

Любимый магазин детей и взрослых

Что касается кадрового рынка, то в 2015 году все больше работодателей заявляли спрос на копирайтеров. Наконец-то появилось понимание, что содержание не менее важно, чем место размещения, и без грамотного описания товаров и услуг, привлекательной формулировки коммерческих предложений и акций не обойтись. Но вряд ли спрос был удовлетворен в полной мере.

Так же, как и на интернет-маркетологов. Выходцев из веб-студий и агентств к таковым причислить никак нельзя, не обманывайтесь: их в первую очередь натаскивают на технические уловки, чтобы и куш с клиента сорвать здесь и сейчас а завтра хоть трава не расти, и чтобы формальные показатели были высокие. Планомерно работать над развитием сайта, анализировать рынок и поведение потребителей с целью увеличения продаж — они не умеют. А маркетинг, повторюсь, и в интернете маркетинг.

Делайте красиво!

Читая последние экономические новости и разговоры простых россиян на форумах, можно сказать точно: начало 2016 года будет таким же тяжелым, как и январь-февраль 2015-го. Забудьте про волшебные пилюли, а присмотритесь внимательнее к своим покупателям и сделайте им такое предложение, от которого они не смогут отказаться. И сделайте это красиво. С новым рекламным годом!)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 − = один