Мы сидим в офисе с девяти до шести, обед по расписанию, и мечтаем о своем бизнесе: «Ох, я бы развернулся!» Но до дела всё как-то не доходит: «Нужен спонсор, бизнес-план… На голом энтузиазме не уедешь», — объясняем друзьям за чашкой пива вечером пятницы.
Историки, социологи и другие знающие наверняка объяснят, почему в нас так сильно иждивенчество: что кто-то придет, вытащит, поможет, вознесет нас на высоту…
Хм, зачем бы это «кому-то»? Определение помните? «Предпринимательской является САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, осуществляемая на СВОЙ РИСК деятельность…» (ГК РФ)
Удивительно то, что даже молодые люди без советского прошлого склонны к потребительскому поведению. Искала себе недавно партнеров на один проект (скорее — прощупывала почву), и все говорили про спонсоров и деньги, но никто не сказал: «Супер! Я могу вот это, умею вот так, а еще можно обратиться к этому человеку…»
Мы часто забываем о том, что наши умения, опыт, знакомства, даже домашний компьютер с выходом в интернет — это УЖЕ вложения в бизнес. Вернее, могут стать таковыми, если мы немножко развернем свои мозги в другую сторону. Никто нас не ждет! Нужно самим выдвигаться.
И в подтверждение, и для развлечения, небольшая подборка о том, как становятся «миллионерами». Лично меня такие истории очень мотивируют при приступах лени, или когда я начинаю ныть, что времени ни на что не хватает)
Неудачи — не повод остановиться
Джек Ма родился в Китае в бедной семье. Кое-как смог выучиться в государственном колледже (несколько раз заваливал экзамены при поступлении), а затем работал преподавателем английского. Прихав в США в 1995 году, он впервые увидел интернет. Китайского контента тогда в сети было мало, и Ма начал делать онлайн-каталог «Китайские страницы». Проект быстро провалился. А в 1999 году Джек вместе с партнерами основал Alibaba (электронные площадки B2B и розничная онлайн-торговля). В настоящее время интернет-магазин AliExpress обрабатывает вдвое больше заказов, чем Amazon, а Джек Ма стал одним из богатейших людей Китая.
Накопил на бизнес… на спичках
Основатель шведской компании ИКЕА Ингвар Кампрад задатки предпринимателя проявил еще в раннем детстве: закупал в столице оптом спички и продавал их в розницу соседям в родной деревеньке. Потом он торговал карандашами, ручками, рыбой, открытками, ягодами. Поднакопив денег, пятнадцатилетний Ингвар открыл свою первую фирму. А через два года, в 1943 году, зарегистрировал компанию «Ингвар Кампрад, Ельмтарюд в Агунарюде» (ИКЕА). Сначала она продавала всякую мелочь, а в 50-х Кампрад купил закрытую мебельную фабрику и возобновил производство, сделав ставку на дешевизну и универсальность мебели. По версии Forbes, Ингвар Кампрад входит в десятку богатейших людей мира.
Матери-одиночки не сдаются
Джоан Роулинг по вечерам преподавала английский в португальском университете, а днем — писала «о тощем черноволосом мальчике в очках, который не знал, что он волшебник». Замужество и рождение ребенка задержали работу над книгой. Переехав после скорого развода в Шотландию, Джоан жила на социальное пособие и продолжала писать. В 1997 году, спустя семь лет с момента появления идеи книги, был опубликован первый роман «Гарри Поттер и философский камень» с тиражом 1000 экз. Последняя книга о Гарри Поттере была выпущена в 2007 году и стала наиболее быстро продаваемой книгой всех времен: в первый день в Великобритании и США было раскуплено 11 млн экземпляров!
Ты, да я, да мы с тобой — и вся наша фирма
Реймонд Ли заработал свой первый миллион еще до 20-ти лет, причем без привлечения внешних инвестиций. Он создал простой онлайн-редактор www.ooshirts.com, с помощью которого клиенты сами оформляют дизайн своей неповторимой футболки. После этого эскиз отправляется на фабрику партнера Ли, а затем — в службу доставки. Первоначально штат фирмы состоял всего из двух человек: сам Реймонд и работник для телефонной поддержки клиентов. Производство, пересылка и др. функции выполняются разными фирмами-партнерами.
Предлагайте что-то новое — и деньги люди к вам потянутся
В 1991 году студент Евгений Чичваркин продавал одежду в Лужниках. Его новшеством стало то, что он предварительно гладил ее утюгом! А еще, он уверяет, что был первым, кто привез в Москву шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Но однажды друг детства Тимур Артемьев предложил ему торговать мобильными телефонами. Первый салон Евросети открылся в 1997 году и был очень простым, однако продажи шли, торговая сеть развивалась… Известность же компании принесли эпатажные, провокационные рекламные акции: «Евросеть – цены просто …уеть!», «Разденься за телефон», «Мисс грудь» и др. В настоящее время Чичваркин живет в Европе, владеет прибыльным бизнесом по продаже вин.
Если знаете, как лучше — делайте это!
В студенческие годы Фил Найт состоял в университетской легкоатлетической команде. Спортивными успехами он не особо блистал, зато хорошо знал, насколько плохи американские кроссовки, возвращаясь с тренировок с разбитыми ногами. А немецкие Adidas были не по карману большинству людей. Поэтому Найту пришла в голову идея выпускать дешевые кроссовки хорошего качества. После окончания аспирантуры в 1959 году он поехал в Японию, где нашел обувную фабрику, производившую качественные кроссовки Tigers при низкой себестоимости. Заявив себя представителем несуществующей компании, Найт заключил контракт на распространение Tigers в США. Скинувшись с другом по $500 на первую партию (которая хранилась в гараже у родителей), Фил продавал кроссовки прямо с кузова своего старого грузовика во время легкоатлетических соревнований. А в дневное время продолжал трудиться бухгалтером и преподавать в Стэнфорде.
В 1971 году Найт ушел с работы бухгалтера и полностью посвятил себя бизнесу. Для компании было придумано новое имя — Nike, в честь богини победы, а также логотип. Однако реальную конкуренцию Adidas, компания смогла составить благодаря своим технологическим новшествам, самым известным из которых является «вафельная» подошва. Кроме того, Nike одними из первых стали приглашать для продвижения своей продукции спортивных звезд. В 80-х большинство американских мальчишек мечтали иметь такие же кроссовки, как баскетболист Майкл Джордан.
По мнению наблюдателей, главный секрет успеха Фила Найта можно выразить в слогане компании: Just Do It. Найт не сомневался долго в удачности задуманного, а просто «делал это».
ЗЫ Обратили внимание? Прежде чем к героям этих историй приходил дядя-инвестор, они сами начинали что-то делать. Дадада, на том самом голом энтузиазме, используя папин гараж, старый грузовик, печатную машинку сестры… И практически все они продолжали работать по найму, пока делали первые шаги в бизнесе. И конечно, они предлагали то, что действительно было нужно людям. Если ошибались, и спроса не было, — искали новые идеи.
Друзья, удачи вам во всех ваших начинаниях!