Да простит меня мобильный оператор за плагиат)
Главный принцип моего блога – популярными словами, и только о том, что «потрогала» сама. Потому что мне не нравятся специалисты, важно раздувающие щеки и цитирующие морально устаревшие учебники. Не существует универсальных рецептов для всех компаний и любых случаев. Да и не работают без глубокой адаптации западные методики на нашей почве. Маркетинг – наука социальная. А умом, перефразируя классика, Россию не понять (как и любую другую страну), ее можно только почувствовать.
Пара историй.
* * *
Как-то на собеседовании пиар-директор крупной компании задала мне вопрос: какие каналы коммуникаций использует крупный, средний и малый бизнес? Я так растерялась – последний раз я видела это в учебниках по рекламе в конце 90-х, когда еще училась в университете – что не сразу вспомнила «правильный» ответ. Но мы были не в студенческой аудитории, и вопрос исходил якобы от практика!
Возьмем, к примеру, газеты бесплатных объявлений, которые считаются уделом небольших компаний. Кто их читает? Пройдитесь как-нибудь в конце лета-начале осени по скверикам, расположенным рядом с иркутскими вузами. Скорей всего, вы увидите стайки парней и девчонок, которые разобрали газету с объявлениями на страницы и подыскивают себе варианты аренды квартиры. Эти ребята, помимо прочего, являются потенциальными потребителями мобильного интернета. Качество интернет-линий в вузах оставляет желать лучшего (если что-то кардинально изменилось – ткните меня), и с проводным доступом в съемных квартирах тоже бывают проблемы. А нужно же как-то качать рефераты и сидеть на Одноклассниках! Так, почему бы крупной компании — оператору сотовой связи не разместить в газете рекламные блоки с предложением своих модемов? (Может, и размещают, просто я не видела) При предъявлении студенческого – 3 Гб в подарок. Ну, чтобы простимулировать. А на модем мама с папой деньги вышлют, главное сказать, что он нужен для учебы))) Кстати, еще один вариант для этой аудитории: реклама тарифа с выгодными междугородными звонками.
Или то же телевидение – крупный бизнес, и точка, говорят нам учебники. Они не знают, что существуют такие рекламные продукты, как «бегущая строка» или «деловой блокнот» (текстовые блоки с объявлениями), которые могут себе позволить даже маленькие компании и при этом выйти на свою аудиторию.
Не говоря уже о том, что интернет в принципе стер все границы между малым и крупным бизнесом, а также между разными каналами коммуникаций. В интернете мы смотрим телевидение, читаем газеты, переписываемся с друзьями и делаем покупки. Что написано об этом в переводных учебниках конца 90-х, а на Западе выпущенных — в конце 80-х?
* * *
Директор по продажам другой крупной компании сразила меня при первой встрече тем, что знала слово «бенчмаркинг». Она с таким смаком повторила его несколько раз… «Недавно посетила семинар или тренинг», — решила я. Хотя то, что она имела в виду, было обычным мониторингом или конкурентным анализом в лучшем случае. При нашей второй встрече она стала уверять меня, что флэш-элементы на сайте улучшают конверсию. Я как-то не увидела здесь прямой связи, и она прочитала это в моих глазах. «Ой, посещаемость», — поправилась-окончательно запуталась дама. Ну, зачем употреблять незнакомые тебе термины, если все можно называть своими именами? Или почаще заглядывать в словари.
* * *
Конечно, за ошибки маркетологов обычно расплачиваются покупатели. All inclusive, что называется. Но кризис продолжается, потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием, будет стабильным или даже снижаться в отдельные периоды. Пора искать внутренние ресурсы. Например, вылезти из своих кожаных кресел, спуститься с 17-го этажа, проехать в трамвае пару остановок в час пик… А еще лучше: самим встать к прилавку и попробовать продать хоть что-нибудь из того, что вы продвигаете. Узнаете много нового — гарантирую. И после этого можно возвращаться к своим учебникам и маркетинговым планам. Все просто!