Обзор рынка рекламы в Иркутске в этот раз будет еще более субъективным, чем обычно)
По традиции, в начале года я готовлю пост по итогам прошлого года и прогнозам на предстоящий. И вот в этом году меня накрыло ощущение, что писать-то мне нечего. По крайней мере, ничего нового. Все то же:
— топорный креатив от Теле2 и Мегафона, обувных сетей San Dali и Go Shoes (хорошо хоть, Алмаз стал почти незаметен);
— «хлебная» реклама от конкурирующих и повторяющих акции друг друга сетей Слата, Абсолют, Лента, Окей;
— «мусорные» промо-акции на улицах города от мелких рекламодателей…
Не вспомнилось сразу чего-то яркого, выделяющегося из общей массы.
Но с другой стороны, лично у меня 2017 год был совершенно сумасшедший: как закончились новогодние каникулы, так и понеслось. Не исключаю, что именно из-за погруженности в дела своих клиентов, я пропустила какие-то интересные события в общем.
Работы было много. В начале 2017-го рекламодатели были готовы тратить деньги и были весьма оптимистично настроены, несмотря на то, что уже феврале-марте продажи не оправдали ожиданий.
И не удивительно, ведь регулярные опросы Ромира и других исследовательских центров сообщали о том, что покупатели перешли к так называемому «интенсивному» шоппингу. Причем «интенсивный» вовсе
не означает усиленную трату денег. Это значит, что вместо закупки всего и сразу в одном-двух магазинах, потребители стали объезжать несколько торговых центров в поисках более низких цен.
Лишь в краткий период весны был замечен всплеск розничного кредитования, который эксперты объяснили тем, что люди устали экономить и решили позволить себе больше.
Однако к осени 2017-го, по данным ВШЭ, снова начал расти уровень бедности, по сравнению с началом года. Около 30% респондентов заявили, что денег хватает только на продукты, с одеждой — уже трудности. Более 40% опрошенных признались, что столкнулись либо со снижением зарплаты, либо с ее задержкой. Опросы Ромира в ноябре-декабре подтвердили: каждая пятая семья в России испытывает финансовые трудности.
Надо сказать, что мои клиенты по осени тоже начали резать бюджеты, потому что рост продаж не был сопоставим с увеличенными на волне оптимизма затратами на продвижение. В разговорах предприниматели отмечали, что просто не понимают, что происходит на рынке, как работать дальше?
Особенно пострадал средне-дорогой сегмент. Например, владелец фирмы по продаже автозапчастей рассказывал, как к нему пришел покупатель за тормозными колодками: «Я знаю, что эти дешевые китайские запчасти прослужат в лучшем случае полгода, и придется снова платить, но у меня в кармане сейчас 1000 рублей, а мне еще продуктов надо вечером в семью привезти».
Поэтому вполне закономерно, что при таком состоянии спроса на иркутском рынке росли сети-дискаунтеры: продуктовая Хлеб-Соль, гипермаркет Абсолют, сеть цифровой и бытовой техники Технопоинт и др. Трудно ошибиться, предположив, что в 2018 году эта тенденция не только продолжится, но и расширится за счет других потребительских сфер.
Что касается каналов продвижения, то и здесь сюрпризов не было:
— печатная пресса «падала» дальше (более-менее на плаву — издательские холдинги с интернет-проектами, а также местные издания в маленьких городах),
— ТВ-реклама более стабильна, но средне-крупные рекламодатели с бюджетами до 100 тыс. руб. (а это большинство региональных фирм) с телевидения либо ушли, либо сократили присутствие,
— и только интернет, как и в прошлые годы, продолжал расти.
Почему интернет? Первая причина очевидна — новички всегда растут быстрее, набирая свою долю. Вторая причина — более низкий порог вхождения: имея бюджет в 1000 руб./мес. вполне можно находить своих клиентов (при условии, что предприниматель сам занимается продвижением). С этим связана и третья причина — простота и доступность: открыв свой маленький бизнес, предприниматель-пользователь интернета может самостоятельно, как минимум, зарегистрировать аккаунты в соцсетях, досках объявлений, сделать лендинг на бесплатном сервисе.
В-четвертых, интернет — высокотехнологичный канал, позволяющий выходить на разные аудитории (даже самые специфичные, банальный пример — «любителей кофе») и предоставляющий невообразимое
количество форматов: от простых текстовых объявлений до проката ТВ-роликов, участия в онлайн-шоу и мн.др.
И в-пятых: традиционные каналы нередко играют роль транзитных, а интернет — объединяющего центра, в который приходят, чтобы получить больше информации и услуг. Увидел билборд — зашел на сайт рекламодателя за подробностями, посмотрел ролик на ТВ — сделал заказ в интернет-магазине и т.д.
Подводя итог: если в интернете у вас слабые позиции (типа заглушки «сайт в разработке»), то и продвижение с помощью других каналов будет менее эффективным. А уж крупным компаниям тратить бюджеты на ТВ и при этом экономить на сайте — вообще бессмысленно.
Еще из личного, что меня удивило в прошлом году, — индивидуальная работа банков с клиентами. Если в 2016 году колл-центры названивали мне каждые 2-3 месяца и предлагали кредиты наличными, и я каждый
раз вежливо отказывалась. То в 2017-м, поняв наконец-то, что кредиты мне не нужны, банки проанализировали мои интересы как потребителя и предпринимателя, и предложили НУЖНЫЕ мне услуги не только на привлекательных условиях, но и с упрощенным порядком оформления. Сотрудники Сбербанка были даже готовы отправить мне выездного менеджера.
Каким будет 2018 год? По своим клиентам пока не вижу, но исследовательские центры и вслед за ними СМИ снова воодушевлены — потребление растет, люди потратили больше, чем планировали. Вероятно, сказывается эффект нового года. Затем, не исключаю, на поддержание позитивных общественных настроений сыграют президентские выборы — без приятных демосу обещаний хоть как не обойтись (пенсии, пособия, сдерживание тарифов). Но это до лета примерно.
А вот что дальше — время покажет) Бизнесмены, держащие руку на пульсе своих клиентов, смогут перестроиться и удержаться на плаву. Чего нам всем и желаю!