Давно хотела написать о работе иркутских видеостудий — взгляд заказчика. Все недосуг. А вчера разругалась с представителем одной из студий прямо на съемочной площадке… В общем, пока злая, надо писать)))
Но не потому что «я одна такая умная, все дураки». А в качестве совета: работайте с профессионалами, а не мейкерами «веселых картинок». При этом обязательно подключайте маркетологов и копирайтеров (своих и консультантов), которые знают продукт и потенциальную аудиторию, выяснят потребности вашего бизнеса и помогут сформулировать осмысленное рекламное послание. Видео, которое будет не только «красивым и прикольным», а реальным инструментом продаж или формирования имиджа.
А проблемы у видеостудий Иркутска начинаются сразу с написания сценария. Так, прошлой весной нужно было срочно снять ТВ-сюжет 60 сек. Самой было совсем некогда, ну и доверилась «профессионалам»: отправила в студию рекламную статью на 2 тыс. знаков, чтобы на ее основе написали сценарий. Фактически, нужно было просто сократить текст до 600 знаков.
Честно! Растерялась, когда увидела результат. Я не подозревала, что можно ТАК переврать готовый текст. Причем, начало сценария звучало, как: «Пришла весна…». А на дворе стояла вторая половина апреля. Пришлось пожертвовать выходными.
Уже осенью заказчик запланировал съемки рекламных роликов 15-20 сек. В них должны были демонстрироваться преимущества товара плюс акция. Снова обратились в студию. Недели три там корпели над сценарием, и я снова рыдала и смеялась.
Начинался ролик с того, что герой лежит на теплице сверху. Как он там оказался, непонятно. То ли солнечные ванны принимает, то ли задолбало его это садоводство, сбежал повыше от земли.
Затем герой ролика держит в руках секундомер и наблюдает за открытием автоматической форточки: «Ну, я же говорил!» Что он там говорил, история умалчивает. А главное, покупатель может подумать, что форточки программируются по времени. Хотя на самом деле, они открываются при повышении температуры внутри. Снова незнание продукта, и, как следствие, введение зрителей в заблуждение. Объясни потом бабулькам, что форточки не мультиварки с отложенным стартом.
В следующих кадрах герой вносит в двери теплицы огромный ящик с рассадой — типа «широкие удобные двери». Да только сейчас даже бабульки не садят в большие ящики, а вырезают стаканчики из пластиковых бутылок и коробок из-под молока. С большим ящиком не залезешь в маршрутку до садоводства, и муж не пустит в машину или будет ворчать до следующей весны. То есть образ не узнаваемый. Не ящик, гроб какой-то.
С картинкой дела тоже так себе. В первом приведенном примере я сначала пыталась отобрать куски из отснятых материалов (без меня снимали): лица, руки людей, какие-то движения, и практически нет кадров с продуктом и его комплектующими. Пришлось переснимать и оператору пальчиком тыкать «это, это и это».
Или вчера был один из моментов, по которому я и «вспылила»: забраковали наклейку на товаре «Выгода — 4000 руб.»:
— Давайте уберем. Большая. Будет отвлекать. В крайнем случае, графику добавим.
Простите, от чего отвлекать?!! Это самое важное в ролике — то, что стимулирует совершить покупку в ближайшее время. То, ради чего этот ролик и затевается. А графика на реальном предмете будет смотреться, действительно, как земляничная фея залипуха.
Затем актеру предложили изобразить усталость от открытия-закрытия форточки.
— Мы не художественный фильм снимаем, — возразила я.
— Надо же стремиться к лучшему! — с гордостью такой, типа «мы же за результат!»
Дело не в лучше-хуже. А в том, что цели художественного кино и рекламного ролика — совершенно разные. В фильме или в ролике с хроно хотя бы 30 сек можно позволить страдающему герою найти свое счастье. В ролике 15 сек герой не может говорить побуждающую к покупке фразу, испытывая при этом тягости от пользования рекламируемым продуктом.
Кульминацией стало прибытие на площадку жены одного из операторов (предположительно, потому что нам ее никак не представили). Ладно, бы у девушки были готовые постановочные решения. Нет, она первый раз видела и сценарий, и автоматическую форточку. После того, как мы «прогнали» весь сценарий до приезда актера, оба оператора стали проводить для барышни экскурсию, объясняя что есть что. А затем посыпались ценные женские указания, как нужно снимать…
Теперь вы понимаете, почему ролики, снятые «людьми с улицы», в принципе не могут «работать»?
Из местной ТВ-рекламы в голове почему-то засели два стареньких бестолковых ролика. Их намного больше, конечно, но эти-то с претензией на «художественность».
Сидит, значит, семья на кухне: «Папа — земляничный король, мама — земляничная фея…» Я долго считала, что это реклама йогуртов. Потом разглядела, наконец. Но все равно не поняла: помимо того, что в этом поселке живет целый выводок эльфов, он еще чем-то примечателен? И где он вообще находится? Даже такое серьезное преимущество как детский сад отступает перед тем фактом, что аудитория «не та». На «чистый воздух» обычно тянет людей постарше, когда дети подросли. И уж тем более, единицы молодых семей могут позволить себе таунхаус в пригороде. А у кого есть деньги, предпочтут отдельный коттедж по индивидуальному проекту: дом — это слишком личное.
И еще один шедевр иркутской телерекламы «Цены на взлет… ой, выгода на взлет, цены — на снижение». Текст — бессмыслица, не привыкать. Убила картинка: голые стены, не заделанные коммуникации в полу (какая мать разрешила бы там бегать ребенку?) и пришибленные люди на чемоданах. Не похоже это на радостное новоселье: последнее отдали, теперь даже присесть не на что.
Для сравнения, ролик Сбербанка. Продукт, конечно, другой. Но тоже с детьми и про жилье. Надо отметить грамотный текст: вроде про деток, на самом деле — про преимущества банка. А позитивчик какой, чувствуете?) Вот так и надо: светло, радостно и с конкретной целью. С УМОМ и фантазией.