Иркутский бизнес иногда напоминает мне малышей в песочнице: найдут окурок и в рот пихают, как будто курят, как взрослые. Придумают вывеску с логотипом и возомнят себя великим брендом. Но обеспечить должный имидж при этом не в состоянии.
Расплачиваюсь в магазине нижнего белья на Ленина.
— Пакет – 3 рубля! Считать?
— Ребят, я очень счастлива, что вы напечатали пакеты со своим логотипом, но оплачивать их не буду, — а сама наблюдаю, как сотрудница поведет себя дальше.
Да никак! Она бы спокойно сунула мне гарнитур в зубы и пожелала доброго пути. Пришлось настоять хоть на простейшей упаковке. Ладно, вытащила измызганный пакет из-под другого товара и решила раскрутить меня на носки:
— А еще у нас идет акция: пять пар всего за 199 рублей!
Смотрю: и правда, в тележке у входа свалены черные мужские носки. Прелесть.
Между тем, обычная упаковка решает важные задачи в маркетинге:
• лояльность и доверие покупателей (фирменная упаковка нередко выступает как гарантия качества и легального происхождения товара);
• поддержка имиджа бренда (упаковку традиционно относят к «потребительскому капиталу» марки);
• улучшение узнаваемости бренда за счет продления контакта с фирменной атрибутикой (пока донес до дома, распаковал…);
• стимулирование на следующую покупку (телефон и адрес сайта на фирменной папке, как минимум, поможет найти вас снова; не говоря уже про акции, розыгрыши и т.п.).
Кроме того, упаковка является обязательной для некоторой продукции, определяемой, в частности, Правилами продажи отдельных видов товаров (утверждается постановлением Правительства РФ).
Поэтому экономить на упаковке и других атрибутах бренда нецелесообразно. Да и стоимость ее может и должна учитываться в цене товара. Накиньте уже на носки три рубля и не позорьтесь!
Так, у Соль недавно был совершенно анекдотичный случай. Предложили мы клиенту сделать фирменную папку с отрывным купоном на скидку при повторном заказе. Продукция у него — дорогая, покупатели – люди солидные, а им сейчас — бумажки в руки и до свидания.
Разработали макет – показываем. Сразу поясню, что мы максимально упростили-удешевили конструкцию: три листа, один из которых с перфорацией на сгибе заворачивается внутрь, — это и есть купоны.
— Это не папка, а обложка! Документы будут вываливаться, — возмущается клиент.
— Папка предназначена для того, чтобы донести договор до машины и потом — до квартиры. Внутренний лист придержит бумаги, — убеждаем мы.
— А они возьмут и выпадут в машине по дороге.
— Вы же не на грузовике едете))) Цена папки значительно вырастет, если добавить фигурную планку снизу.
— Она и так «золотая» – 59 рублей за штуку! А может, напечатаем листы отдельно, и степлером их к договору… Дешевле же будет?
— Представьте: покупатель оформил заказ на 100 тысяч, а менеджер начинает на его глазах сэндвич из бумаг городить и степлером орудовать?
— Ну да, нехорошо. А если сделать уголок – раз, и воткнул туда документы? — показывает размер не более 10 см в высоту.
На этом мы «сломались». Забыта была, в общем, и репутация бренда, и купоны (куда их на уголок-то?), и даже опасность загрязнения документов в «грузовике». Имидж – ничто!
ЗЫ А еще мне нравится в салоне МТС на Урицкого покупки делать. КАЖДЫЙ раз в течение года мне вручают коробку с оборудованием и говорят: «Простите, пакетов у нас нет!» Наверное, слишком жалостливо выгляжу, иначе зачем бы столько времени озвучивать очевидные вещи? Нет, так нет.