Количество предприятий, выставленных на продажу в Иркутской области в 2014 году, увеличилось на 11%, по сравнению с предыдущим годом. Отмечено увеличение на 20% доли производственного бизнеса, а средний возраст предприятий поднялся до 7 лет.
Что касается спроса, то популярностью пользуются предприятия сферы услуг — кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки. Однако продать их по достойной цене сложно. Средняя стоимость готового бизнеса, предлагаемого на продажу в нашем регионе, в ушедшем году составляла 7,36 млн руб. При этом инвесторы все чаще предпочитают вместо приобретения в собственность брать в аренду, иногда — с последующим выкупом.
Традиционный ежегодный обзор рынка готового бизнеса Иркутской области по итогам 2014 года представляет руководитель консалтинговой компании Байкал-Инвест Олег Змановских:
«По известным причинам геополитического и экономического характера, 2014 год оказался непростым. Более того, ряд серьезных аналитиков и экспертов полагают, что прошедший год стал переломным в истории нашей страны. Многие рынки (прежде всего, в валютно-финансовой сфере) успели ощутить нарастающие проблемы в полной мере!
Как все это отразилось на рынке купли-продажи готового бизнеса в Иркутской области? Попробуем разобраться вместе.
Общая характеристика регионального рынка готового бизнеса
Начну с главного. Результаты прошедшего года подтвердили основной вывод, сделанный специалистами Байкал-Инвеста по итогам 2013 года, – региональный рынок купли-продажи готового бизнеса достиг высокого уровня зрелости. Доказательством этому служат ключевые показатели, отражающие стабильный рост рынка:
- количество предприятий, выставленных на продажу, увеличилось на 11%, по сравнению с предыдущим годом;
- объем рынка вырос на 23%;
- средний возраст готового бизнеса увеличился на 5%.
В итоге, предложение на рынке готового бизнеса Приангарья в 2014 году составило 1550-1600 предприятий, их средний возраст — 5,6 лет, а объем рынка вышел на уровень 11,5-11,7 млрд руб.
География регионального рынка выглядит так: 66% предложений приходится на Иркутск, 15% – на северные районы нашей области и 19% — на южные (кроме областного центра).
Примерное распределение предприятий по сферам их деятельности (%):
Принципиальных изменений здесь в 2014 году не произошло. Отмечу лишь увеличение на 20% доли производственного бизнеса, выставленного на продажу, а также двукратный — с 1 до 2%! — рост предложения в сфере строительства. Характерно, что предложение производственных и строительных предприятий заметно выросло в конце года. Чувствуется, что костлявая рука кризиса дотянулась до этих сфер в первую очередь!
Предложение готового бизнеса по месяцам 2014 года:
Классика: два закономерных спада — новогодний (январь) и летний (июль-август), а также неуклонный рост предложения с сентября по декабрь, по мере нарастания в экономике кризисных явлений. Все логично!
Сфера производства
Распределение по видам производства предприятий, предлагаемых на продажу в 2014 году, представлено в таблице:
Как и годом ранее, основные игроки в данной сфере остались прежние – от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий до типографских. Изменилось лишь процентное соотношение между ними. На первое место в 2014 году вышел сегмент лесозаготовки и деревообработки. Большинство подобных предприятий предлагается на продажу в северных районах области.
Напротив, предприятия пищевой промышленности продаются преимущественно в Иркутске. Лидирует производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Мебельное производство ориентировано, в основном, на изготовление корпусной мебели.
Средний возраст производственных предприятий, предлагаемых на продажу, вырос до 7 лет.
Сфера услуг
Распределение предлагаемых предприятий по видам услуг выглядит так:
Как и в прежние годы, лидерами в сфере услуг являются: общепит (рестораны, кафе, бары, столовые и т.п.) и «красивый бизнес» (салоны красоты, парикмахерские, студии загара и др.). Эта «сладкая парочка» уверенно занимает практически 50%-ную долю в данной сфере регионального рынка готового бизнеса! Стабильно входят в число лидеров также автосервисы и шиномонтажные мастерские.
Кроме того, сохранилась и другая тенденция, отмеченная аналитиками Байкал-Инвеста по итогам предшествующего (2013) года: рост количества частных детских садов, предлагаемых на продажу. Основная причина, как и ранее, – активное строительство и ввод в эксплуатацию муниципальных садов.
Среди новых тенденций, проявившихся в 2014 году, назову две. Причем обе относятся к сфере гостеприимства! Во-первых, на региональном рынке заметно увеличилось предложение гостиничного бизнеса. Здесь «фишкой» стали так называемые мини-гостиницы, или хостелы. Именно за счет них доля гостиничного бизнеса в сфере услуг увеличилась в полтора раза. Большинство хостелов, выставленных сегодня на продажу, расположены в Иркутске и работают на арендуемых площадях.
Во-вторых, выросло предложение туристических компаний – как туроператоров, так и турагентств. Особенно эта тенденция стала заметной во втором полугодии.
Следует также отметить, что в нашем регионе по-прежнему высока доля продаваемых турбаз и баз отдыха. В настоящее время они входят в первую пятерку бизнесов, предлагаемых на продажу в сфере услуг. И это вполне закономерно. Не секрет, что российская туриндустрия переживает трудные времена, и, конечно же, это не могло не отразиться на региональном уровне.
Средний возраст предприятий сферы услуг, предлагаемых на продажу – 5,1 лет.
Сфера торговли
Распределение торговых предприятий по товарной номенклатуре в 2014 году:
Лидирующие позиции в данной сфере сохранили торговля продуктами питания, одеждой и обувью, а также напитками (как алкогольными, так и безалкогольными).
В прошедшем году наметилась еще одна новая тенденция. Если раньше продуктовая розница была представлена, в основном, торговыми павильонами на рынках (от «Бакалеи» до «Ушаковского»), то в 2014 году все большую долю стали занимать отдельные продуктовые магазины (вне рынков и торговых центров), расположенные, преимущественно, в спальных районах. (Слата и другие сети растут, «магазинчики у дома» теряют конкурентоспособность – reklamablog.ru)
Также наблюдался весьма существенный рост (с 1 до 5%) предложения магазинов хозяйственных товаров и товаров для дома.
Напротив, торговые точки CD- и DVD-дисков «уходят с арены». В прошлые годы они предлагались в большом количестве, теперь же их число на региональном рынке готового бизнеса кардинально уменьшилось. Впрочем, это тоже неудивительно – данный сегмент торгового рынка постепенно сходит «на нет» по всей стране. Связано это, в первую очередь, с развитием современных информационных технологий.
Вместе с тем, развитие IT-технологий пока мало способствует росту числа интернет-магазинов! В 2014 году – как и годом ранее — они оказались представлены на местном рынке готового бизнеса более чем скромно…
Средний возраст торговых предприятий, предлагаемых на продажу, сегодня составляет 5,7 лет.
Сфера строительства
Впервые за несколько последних лет число строительных компаний, предлагаемых на иркутском рынке готового бизнеса, выросло сразу в 2 раза. Впрочем, восторженные овации по этому поводу пока преждевременны!
Во-первых, доля строительного бизнеса по-прежнему остается микроскопической – была 1%, стала 2 %. Более чем скромно, не правда ли?!.
Во-вторых, предлагаемые на продажу строительные фирмы трудно — за редким исключением — назвать полноценным действующим бизнесом. Ни инфраструктуры, ни реальных заказов, ни оформленных земельных участков. Ни-че-го! Вместо живого бизнеса — лишь учредительные документы плюс (в лучшем случае!) разрешительная документация…
Средний возраст реальных строительных предприятий, выставленных на продажу – 7,5 лет.
Стоимость готового бизнеса
В предшествующем, 2013, году средняя стоимость готового бизнеса, предлагаемого на продажу в нашем регионе, составляла 6,63 млн руб. В 2014 году она увеличилась до 7,36 млн руб. Таким образом, рост составил примерно 11%.
Как всегда, ценовой диапазон весьма широк. В 2014 году самый дешевый (из известных нам) бизнес – небольшая сеть автоматов для чистки обуви — предлагался за 44 тыс. руб. Самый дорогой — крупный леспромхоз на севере области – выставлен на продажу за 650 млн руб.
По сферам деятельности средняя стоимость предприятий в 2014 году выглядит так:
- производство — 45,9 млн руб.
- услуги — 8,4 млн руб.
- торговля — 2,3 млн руб.
- строительство — 29,1 млн руб.
Разброс цен и их средние значения для различных видов бизнеса представлены в таблице:
Как и во всех предыдущих наших обзорах, особо отмечу, что здесь приведены цены, запрашиваемые продавцами, но никак не стоимость реальных сделок! Конечно, анализ последних имел бы большую практическую ценность, но… Корректно выполнить такой анализ не представляется возможным по двум основным причинам. Во-первых, многие предприятия пока еще не нашли своего покупателя. Во-вторых, стоимость таких сделок (за редким исключением) является коммерческой тайной и, как следствие, недоступна стороннему аналитику.
Тенденции спроса
Еще одним свидетельством высокого уровня зрелости регионального рынка готового бизнеса является тот факт, что из года в год на нем сохраняются одни и те же тенденции спроса. Вкратце напомним их.
Как всегда, повышенным спросом пользуются предприятия сферы услуг — кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки… Вместе с тем, как и прежде, продать их по достойной цене сегодня, к сожалению, сложно. Из-за обилия предложений потенциальные покупатели весьма разборчиво (чтобы не сказать – капризно!) подходят к выбору объектов для своих инвестиций.
Спрос на торговые предприятия остается на стабильном уровне. Это же относится и к производственному бизнесу.
Спрос на строительный бизнес и предприятия, производящие стройматериалы, увы, невелик.
Также весьма ограничен спрос на турбазы, базы отдыха и другие объекты туристской инфраструктуры. Основная причина прежняя — проблемы с оформлением прав собственности (либо долгосрочной аренды) на земельные участки.
Как и ранее, инвесторы неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее одного года. Это относится, в первую очередь, к предприятиям, требующим значительных капиталовложений, – производство, общепит, автосервисы и т.п.
До сих пор сохраняется тенденция, отмеченная мной еще в 2012 году, — инвесторы все чаще предпочитают вместо приобретения в собственность брать готовый бизнес в аренду (иногда с последующим выкупом).
Причины продажи готового бизнеса
Основные причины продажи готового бизнеса в Приангарье в 2014 году можно ранжировать (по убыванию их популярности) следующим образом:
- переезд на постоянное местожительства в другой регион и даже за пределы России. К сожалению, тенденция переезда в другую страну становится все более заметной;
- нехватка оборотных средств и/или средств на дальнейшее развитие бизнеса;
- желание сменить сферу предпринимательской деятельности и вложить средства в новые проекты;
- нехватка времени, обусловленная наличием другого бизнеса и/или основной работы;
- проблемы со здоровьем, желание отойти от дел в связи с достижением пенсионного возраста;
- разногласия между совладельцами (учредителями) бизнеса;
- потеря интереса к своему бизнесу, разочарование в предпринимательской деятельности, накопившаяся усталость и т.п.
Как и прежде, за официально декларируемыми причинами часто скрываются другие, более реальные и правдивые. Это, прежде всего, неудовлетворенность доходностью бизнеса и результатами его деятельности.
Резюме
Итоги 2014 года убедительно подтвердили, что рынок готового бизнеса в Иркутской области достиг высокого уровня зрелости. Негативные факторы (как экономические, так и геополитические) отразились на этом рынке пока лишь в самой малой степени.
Конечно же, хотелось бы завершить обзор на этой оптимистической ноте, но… не будем обольщаться. Проблемы, с которыми страна входит в 2015 год, слишком серьезны, чтобы строить иллюзии. Уверен, не за горами тот день, когда накопившиеся в экономике негативные тенденции сполна отразятся и на иркутском рынке готового бизнеса. Проявления этого могут быть самыми разными, но одно не вызывает сомнений – начнет расти разрыв между спросом и предложением. Предложение готового бизнеса будет неуклонно нарастать, а вот спрос, увы, в лучшем случае останется на прежнем уровне. А более вероятно, что он начнет сокращаться. И дисбаланс этот — между спросом и предложением — может увеличиваться продолжительное время…
С учетом изложенного, вспомним еще раз название одного из популярных романов Джеймса Хедли Чейза: «Кто останется жив – будет смеяться». Похоже, что для всех нас эти слова станут — применительно к 2015 году — весьма актуальными!..»