Я довольна ходом избирательной кампании: будет чем растопить печь холодными сентябрьскими вечерами…
Но сегодня речь пойдет не о печатных образчиках политической пропаганды, а о наружной рекламе кандидатов в депутаты Иркутской думы по округам №№ 20, 21 и 23 (думаю, и в других городских округах картина типическая). Во-первых, я не политолог – анализировать программы, подводные течения и делать прогнозы, а во-вторых, именно по лозунгам и впечатлению от внешности человека и выбирают чаще всего депутатов (водка и адмресурс не в счет).
Первым, и даже раньше, чем был зарегистрирован в качестве кандидата, кампанию начал Василий Истомин (округ № 21). Стратегию его штаба можно обозначить тремя пунктами:
1) повышение узнаваемости: листовки на заборах, столбах, маршрутках, магазинах – «из каждого утюга страны», плюс билборды;
2) фамильный бренд, знакомый жителям Радищево и Топкинского по старшему Истомину;
3) использование в лозунгах конкретных нужд избирателей: филиал поликлиники, удобные транспортные остановки, ремонт дорог, благоустройство дворов и т.п.
Надо отметить, Василий Истомин – единственный кандидат в рассматриваемых округах, который всерьез подошел к подготовке и проведению избирательной кампании. Единственный, кто попытался хоть как-то учесть в своей риторике реальные потребности жителей округа. По улицам уже ходили социологи с опросами «За кого бы вы проголосовали в ближайшее воскресенье?», а жители предместий, кроме Истомина, никого больше назвать не могли. Потому что просто НЕ ЗНАЛИ.
Однако штаб Истомина упустил два важных момента:
1) внешний вид, не вызывающий доверия: мешки под глазами («А не попивает ли, родимый?» — качают головой старушки на завалинке), усмешка и хмурый взгляд исподлобья… Похож?)))
2) заумные шаблонные слоганы ни о чем: «Думать масштабно, действовать реально» и «Жить, значит, действовать». Тогда уже надо было вытаскивать на первый план «дороги», «остановки», «дворы» и т.д., а не писать их мелкими буковками под наклоном.
Зато с обеими вышеназванными задачами с легкостью справился кандидат от КРПФ Алексей Котов (округ № 21). Рубаха-парень с понятным (пусть и не новым) ярким слоганом: «За Иркутск! С дорогами и без дураков!» Боль народная, ага. При этом в лозунге подчеркивается принадлежность кандидата к городу и его проблемам (у других и того нет). К достоинствам можно также отнести фирменный красный цвет в оформлении, привлекающий внимание, и руки на груди у кандидата на снимке — закрытая, но сильная позиция.
Несмотря на то, что листовки и билборды Котова были размещены значительно позднее, и по степени узнаваемости ему уже не догнать Истомина — предположу, что отличный от единицы процент голосов избирателей коммунисту все-таки обеспечен. На участках для голосования, где избиратели чаще всего и определяются окончательно, портрет Котова с лозунгом будет смотреться выигрышнее, чем у других кандидатов.
Еще один «свойский парень» и приятный во всех отношениях мужчина — Олег Михайлов (округ № 20) со своим комсомольским задором: «Вперед в будущее!» и «Надо что-то важное, ребята, в нашей жизни совершить!». Помните, откуда слова? «Веселый марш» Шаинского. Поколение 60-70-х, конечно, одна из самых сознательных и голосующих категорий избирателей, но на одних песнях далеко не уедешь. Нужно еще дерево посадить, дом построить, детей женить и внуков понянчить…
Конкретика, в общем, нужна какая-то. Поэтому «Родина – это мы!» (Максим Евдокимов, № 23) и «Радищева – «за» Комарова!» (Алексей Комаров, № 21) — также не лягут на сердце и в руку при заполнении избирательных бюллетеней. Дайте нам лучше филиал поликлиники, а?
Но что это мы все о мальчиках? По разнарядке нам положены две «советские учительницы» от Единой России: Ирина Ежова (округ № 20, действующий депутат) и Антонина Корочкина (№ 23). Как у молодой женщины, внешний вид обеих у меня вызывает только сдавленный смех. Женщины постарше тоже вряд ли проникнутся: не тянут дамы на простых участковых врачей, которым хочется доверить здоровье семьи и представление интересов в гордуме. Ну, и лозунги под стать — пустые и надуманные. «Справедливая. Сильная. Своя» и коня на скаку остановит выглядело бы удачнее, чем «Сказано – сделано» пацан сказал, пацан сделал, если бы не напоминало другую «Россию», другую партию.
Кстати, обратите внимание, на билборде Ежовой прописными буквами написано имя, а не фамилия, как принято. Дело в том, что против депутата выдвинута пенсионерка ВЕРА Ежова – старый трюк, оттягивающий у лидера 2-4%. Впрочем, с учетом вялотекущей кампании в 20 округе, Ирина, вероятно, сохранит свой мандат.
Надо отметить, глагол «делать» и его синонимы – самый популярный в нынешней муниципальной кампании. Правда, что именно намерены делать, никто не уточняет. Вот и Илья Кручинин (округ № 20), скорей всего, лишь переиначил истоминский лозунг: «Думаю глобально, действую локально!» (ср. «Мыслить масштабно, действовать реально»). Ирония была бы уместна, если бы кандидаты шли по одному округу. А так, банальный плагиат. И поза соответствующая: «Да, я такой! Царь. Просто царь». Некоторый процент молодежи, может, и заценит, но до урны дойдет еще меньше.
Особняком в этом «веселом марше» кандидатов шагает Юрий Коренев (округ № 21, действующий депутат). По традиции, ставку его штаб сделал на печатной продукции (мне даже карманный календарик на 2014 год от щедрот депутатских сбросили в почтовый ящик) и примазках типа «я – депутат, и это моя заслуга» — ну, там мост пешеходный на Фортуне, ремонт на улице Радищева. Причем о своих достижениях Юрий Коренев не стесняется напоминать самыми нетривиальными способами, например, расписывая краской дорогу. Смешно? Но вы бы видели, с каким восторгом обсуждают эти «выходки» жители предместья. Кореневу безвестность не грозит, это уж наверняка.
А я не устаю повторять народную мудрость: по одежке встречают, провожают – по уму. С такими портретами и лозунгами, как у большинства наших кандидатов, выборы не выигрывают. И нам как обычно приходится выбирать меньшее зло. Хорошо, хоть газетки душу и тело греют)))