Сбор комментариев — распространенный метод работы журналистов и отличная пиар-возможность для компаний и персон. Особенно если речь идет о консалтинговой, общественно-политической, финансовой и юридической сферах.
♣ Однако на этом пути создания паблисити могут возникнуть две проблемы: неготовность спикера к высказыванию публичных оценок, а также его невостребованность (непопулярность) как специалиста со стороны СМИ. Впрочем, хороший пресс-секретарь (PR-менеджер) легко справится с этими сложностями. Ну, если он действительно работает, а не развешивает рамочки в приемной директора.
А из нашего окна/Площадь Красная видна!
Каждый декабрь президент России выступает перед Федеральным собранием с ежегодным Посланием, в котором обозначает тактические и стратегические направления развития страны на ближайшие несколько лет. Такая форма взаимодействия исполнительной и законодательной властей в самой Конституции, простите, прописана. Поэтому любой политик или чиновник регионального и федерального уровней, казалось бы, не может пропустить такое событие. Тем не менее, однажды мы в редакции столкнулись с тем, что никто в Иркутске, до кого удалось дозвониться, не смог прокомментировать президентское послание: либо вообще не знали о существовании такового, либо слышали, но не вникали в суть. Хотя к тому времени (почти сутки спустя) полный текст выступления главы государства был опубликован на официальном кремлевском сайте.
Поэтому если руководитель, в силу занятости, не успевает отслеживать внешние события, этим должен заниматься пресс-секретарь. В частности, специалист, отвечающий за связи с общественностью, может готовить для своего шефа регулярные обзоры наиболее значимых событий, со ссылками на первоисточники, а также своими предположения о том, какие комментарии могли бы заинтересовать прессу. Даже если в этот конкретный раз ваши оценки не пригодятся, это позволит «быть в теме», что является, как я уже писала, признаком хорошего спикера, а также… но об этом чуть ниже.
Что касается информационных поводов, их огромное количество: внесение изменений в законодательство, отраслевые выставки и форумы, заключение крупных контрактов, оглашение рейтингов, лишений лицензий, общий анализ ситуации на рынке, критические публикации в СМИ, всплески активности в блогосфере и многое другое. Вы не представляете, как часто возникает необходимость дополнить журналистский текст экспертным мнением, — а негде его взять!
Позвони мне, позвони
А теперь представим, что пиарщик — чистое золото, и руководитель тоже не подкачал – «всегда готов», но телефоны в офисе почему-то никто не обрывает. Обычная ситуация, на самом деле. Взять, например, ту же IT-сферу. Все знают Дмитрия Таевского – это мегафигура в иркутском вебе, безусловно. Но ведь есть в городе и много других прекрасных специалистов. Однако на интервью, круглые столы и конференции приглашают именно Таевского! А потому что, во-первых, он известен в журналистской среде, а во-вторых, обращаясь к нему, всегда можно быть уверенным в стабильном результате: не откажет пообщаться, разъяснит сложные вопросы и выскажет свое мнение. Зачем экспериментировать – искать кого-то другого? Журналиста за одно тихое утро, бывает, столько раз пошлют по телефону в неизвестном направлении…
Таким образом, прессу нужно «приучать» обращаться к вам за комментариями. Чаще всего это выглядит так: коммуникационные и пиар-агентства, сами пресс-службы рассылают по СМИ темы и списки спикеров. В качестве последних выступают либо сотрудники компании – аналитики, начальники подразделений, либо независимые эксперты, работающие с агентством. Но у этого способа заявить о себе есть два серьезных минуса:
1) Все эти списки спикеров очень быстро теряются в общей куче контактов и через месяц про них уже никто не вспоминает. Конечно, если компания известная и крупная (олигополия или даже монополия), то шансы, что к вам придут за комментарием – велики никуда не денутся. А вот если вы небольшая, допустим, финансово-аналитическая контора, то нужно быть более активным в выстраивании отношений с журналистами.
2) Когда требуется оперативный комментарий – срочно-срочно, а это бывает как минимум в половине случае, никто не станет рыться в списках и ждать вашего ответа. Либо наберут телефон «таевского», либо выпустят без комментариев.
Чего делать? Вспомнить про гениальное изобретение человечества – социальные сети. Твиттер, например, просто идеально подходит для этих целей. Не ждите, когда спросят, а регулярно постите свои небольшие комментарии — буквально два-три предложения. Для этого как раз и пригодятся обзоры событий и публикаций, про которые шла речь выше. Пресс-секретарь может связаться с руководителем даже по телефону, попросить «сказать что-нибудь» умное и тут же выдать это в эфире. Заодно и проблему контента для официальных страниц в соцсетях решите (всяко разно лучше ворованных картинок из инета). Осталось дело за малым: периодически напоминать журналистам, что в вашем микроблоге они всегда могут найти злободневные комментарии и ссылаться на них без предварительного разрешения. Это чертовски удобно и для компаний, и для СМИ.
Итак, быть желанным «гостем» в СМИ не так уж сложно: 1) отслеживать злободневные темы в своей отрасли; 2) формировать по ним оперативные комментарии и публиковать их в своих блогах и социальных аккаунтах; 3) предлагать журналистам в любой момент пользоваться вашими твитами и постами в качестве официальных комментариев.