Скажите честно: как часто вы смотрите статистику посещаемости своего сайта? Один раз в день, неделю, месяц?
Что анализируете, и что вам это дает? Ну, помимо чувства собственного удовлетворения: «Вы только взгляните на эти красивенькие диаграммы! Нас посещает 51% мужчин, увлекающихся автомобилями и спортом, и 49% женщин, интересующихся рукоделием и товарами для дома».
А ведь статистика посещаемости — ключевой инструмент интернет-маркетолога, с помощью которого можно не только развивать сайт в долгосрочной перспективе, но и оперативно влиять на уровень продаж или увеличение трафика. Думаю, что по этой теме можно написать целый учебник (может, и напишет кто-нибудь), я же в краткой инструкции для начинающих интернет-маркетологов показываю простейшие приемы, которые пригодятся рядовому специалисту по рекламе здесь и сейчас.
Пункт 6. Анализ статистики сайта
Для начала — о выборе сервиса для оценки посещаемости сайта. Я считаю, что можно пользоваться любым, лишь бы вам было удобно. Свои счетчики предлагают хостеры, веб-разработчики, интернет-порталы… Тот же Liveinternet, даже в бесплатном варианте, вполне работоспособен. Ну и, конечно, две продвинутые системы от популярных поисковиков: Google Analytics и Яндекс. Метрика. Считается, что если у вас на сайте не установлена одна из них, то вы лох тратите время зря. Сервис от Яндекса интуитивно более понятен, зато в Гугле есть, например, оповещения, которые бывают весьма полезны. Но, повторяю, работайте с тем, с чем вам комфортнее — подбирайте инструмент себе по руке.
Пользуясь случаем…
А вот смотреть статистику нужно каждый день, даже если сайт небольшой, предназначенный для узкой аудитории. И своевременно реагировать, иначе можно упустить шанс. Вот такие ситуативные ссылки встречаются довольно часто: женщина решила купить платье и советуется со своими френдами, какое выбрать?
Интернет-магазин не растерялся, заметив скачок посещаемости, и тут же предложил хозяйке блога провести розыгрыш сертификатов. Уверена, что эта рекламная акция будет эффективной, потому что владельцы магазина получили на блюдце с голубой каемочкой целевую и лояльную аудиторию.
Кстати, в таких случаях и будут полезны оповещения в Google Analytics: вы можете задать условие, что при превышении посещаемости сайта на 10% вам должно приходить уведомление на электронную почту. Получили, зашли в систему и посмотрели, что стало причиной роста. После этого вы, как минимум, сделаете себе отметку о том, что такой-то сайт или блоггер пользуются авторитетом среди пользователей. Как привлекать «лидеров мнений» к продвижению своих товаров, я уже писала.
Скажи мне, кто твой друг…
У многих сервисов для оценки посещаемости сайта есть специальный раздел по переходам из социальных сетей, и вы видите, у чьих пользователей ваши предложения вызывают наибольший интерес. Значит, вы можете сосредоточить усилия по продвижению именно в этой сети. Но я бы не стала класть яйца в одну корзину, а поэкспериментировала с разными типами сообщений и составила перечень интересов пользователей. Это поможет повысить эффективность SMM-мероприятий и увеличить трафик из соцсетей.
Например, согласно статистике моего блога, в Фейсбуке хорошо идет IT-тематика, ВКонтакте — кадровые и общемаркетинговые вопросы, в Одноклассниках — юмор и семейные ценности, в Твиттере — что-нибудь острое, на злобу дня. Поэтому я не стану тратить время и постить на Одноклассниках статьи о том, как правильно писать слоганы, зато романтическая история с Амуром на Нижней набережной вызвала шквал посещений из этой сети (собственно, для того и была написана). Или нет смысла кидать оперативные комментарии ВКонтакте, зато размещенные там ссылки на истории про иркутских работодателей обеспечивают мне стабильный трафик.
Таким образом, для каждой социальной сети нужны свои подходы, чтобы привлекать посетителей и клиентов: разные типы рекламных акций; определенные наборы товаров (допустим, в Фейсбуке заинтересуются гаджетами из вашего интернет-магазина, а на Одноклассниках – кофеварками); разный стиль подачи материала (на Одноклассниках расскажите, как мультиварка способна спасти брак, а на Фейсбуке – какие новые технологии применены при ее создании). Пробуйте разные варианты и анализируйте, какой из них зацепил пользователей той или иной сети. Ищите путь к кошелькам сердцам своих покупателей.
Рыбы здесь нет!
Кроме того, в сервисах статистики я рекомендую обязательно смотреть раздел «Страницы входа», а именно: по каким поисковым запросам к вам приходят на те или иные страницы. Проверяйте, соответствуют ли наиболее популярные из них ожиданиям пользователей. Особенно вас должен насторожить высокий показатель отказов по этим страницам – это значит, что посетитель не нашел на сайте то, что ему нужно.
Простой пример: человек ищет рыболовный тур и набирает в Яндексе «рыбалка на Байкале». Поисковик выдает ему ссылку на репортаж на вашем сайте о том, как в 2003 году проходил фестиваль «Байкальская рыбалка». Ну, потому что под рыболовные туры у вас оптимизирована другая страница, и вы не учли, что пользователи ищут эту услугу еще и так. В итоге, посетитель сайта разочарован (а в Яндексе еще до фига ссылок) и сразу закрывает окно. Поздравляю, вы только что потеряли потенциального клиента! Что делать? Основную входную страницу под этот запрос нужно подкорректировать, добавив нужные фразы. А на «неправильной» странице оставить подсказки для пользователей: краткий анонс и ссылку на описания рыболовных туров.
Но это гипотетический пример, вот реальный: посмотрев дневную статистику сайта информагентства, я заметила, что пользователи «упорно идут» на новость об итогах выборов, которые состоялись четыре года назад, в то время как есть свежайшие данные на последние два часа. Чудеса! Но на самом деле все просто: пользователи чаще всего набирают фразу «результаты голосования на выборах» (кто бы мог подумать!), а не «итоги выборов», как было у нас в тексте и заголовках. Поэтому в топе Яндекса по запросу «результаты голосования» была старая страница сайта с выборами-2008. Включив в текст нужные фразы (новостные порталы индексируются мгновенно), удалось увеличить трафик по выборной тематике в три с лишним раза! А я потратила на это всего минут 10-15: проанализировать, найти нестыковку и поправить текст.
Конечно, в Google Analytics и Яндекс. Метрике есть еще множество возможностей, в частности, вебвизор, карта кликов или карта поведения, которые помогают выявить и решить проблемы в навигации и юзабилити сайта. Однако это уже инструменты для долгосрочного планирования, потому что, во-первых, потребуется анализ данных за продолжительный период, во-вторых, правки должны быть тщательно продуманы, поскольку затронут, скорей всего, и дизайн сайта, и его структуру.
Может быть, когда-нибудь — об этом тоже. А пока: смотрите статистику своего сайта каждый день и не упускайте представившихся шансов!
Продолжение следует…