Делать или не делать сайт? Удивительно, но с развитием интернет-отрасли этот вопрос по-прежнему актуален.
♣ Все чаще можно столкнуться с мнением: зачем заказывать сайт, цены на разработку которого начинаются от 15 тыс. руб. (да и то у студента-фрилансера), если достаточно создать фирменную страничку в социальных сетях и получить практически полный комплект сервисов и какую-то начальную аудиторию?
Так, с помощью приложений Google можно зарегистрировать и страницу для потребителей, и она будет показываться в результатах поисковой выдачи, и сделать корпоративный портал с возможностью общего доступа сотрудников к документам, базам и т.д., то есть почти полностью закрыть потребности маленькой компании в организации внутренних и внешних связей.
В соцсети ВКонтакте даже можно выбрать короткий адрес в соответствии с названием фирмы и указывать его на визитках и в рекламных материалах (некоторые предприниматели до сих пор уверены, что сайт нужен именно для этого). Более того, уже считается дурным тоном, если к основному сайту вы не подпишете свои социальные аккаунты.
И все же лично я бы посоветовала: делать! Если вы намерены работать на рынке больше года. И вот почему:
1) Технические проблемы
Когда ваш сайт перестает отвечать, вы звоните хостеру или разработчику, и они обязаны перед вами отчитаться, когда неполадки будут устранены. В случае чего, у вас на руках есть договор, в котором указаны последствия его нарушения по вине исполнителя. А вот когда перестает работать ЖЖ (помните, как в начале 2013 года сервис был не доступен почти неделю?), ВКонтакте (с начала года было отмечено уже два серьезных сбоя в работе соцсети) и иже с ними – куда побежишь, кому предъявишь претензию, что твои покупатели не могут сделать заказ? Остается только слушать новости и надеяться на лучшее.
2) Организационные проблемы
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Считается, что закат ЖЖ начался в тот момент, когда владельцы решили улучшить его монетизацию. Причем правила менялись так часто, что многие популярные блоггеры перешли на свои площадки. Самая посещаемая российская соцсеть ВКонтакте в ближайшее время тоже не избежит перемен: произошли перестановки в составе акционеров, топ-менеджменте; уже слышны комментарии о том, что сеть недомонетизирована… В общем, включайте радио и ждите новостей.
3) Ограниченные возможности для продвижения
До некоторых пор контент в соцсетях был закрыт для индексации поисковыми роботами. Например, Яндекс заключил соглашение с Фейсбуком только в конце прошлого года. Что это значит? То, что ваша официальная страница не была видна пользователям поисковиков, и приток новых посетителей и клиентов был ограничен только участниками данной соцсети. В то же время даже активные интернет-пользователи в первую очередь пойдут искать нужный им товар/услугу в Яндекс или Гугл, а не в соцсеть. К счастью, вопрос с индексацией социальных аккаунтов практически решен. Но есть разница: несколько страниц в поиске, релевантных вашим товарам, или одна – с кучей разрозненных записей? Кроме того, продвигать в поисковых системах сайты со старыми, давно зарегистрированными, доменами проще, нежели с новыми.
Таким образом, ставя свой бизнес в зависимость от чужих сервисов, вы подвергаете его серьезному риску. Все равно, что снимать комнату у бабки без договора и расписок, и у которой еще несколько жильцов, помимо вас. И ВКонтакте, и Одноклассники — обычные частные структуры, у которых бывают свои технические, организационные и финансовые проблемы. В считанные дни вы можете остаться ни с чем. Все придется начинать сначала.
Поэтому нужен хоть плохонький, но свой сайт. Все остальные интернет-сервисы, включая соцсети, можно использовать как дополнительный инструмент для продвижения.
Что делать, если денег совсем мало? Я вижу два пути:
1. Взять системного администратора (даже у «малышей» он есть) и сотрудника, который отвечает у вас за рекламу, и засадить за какой-нибудь WordPress. Этот блог я сделала за полдня: так долго, потому что перепробовала несколько тем оформления:) Структуру и вид можно настроить как обычный информационный сайт (а не блог, как у меня). Функциональность наращивается за счет бесплатных плагинов, очень легко и быстро. Например, в личном блоге у меня активирован плагин интернет-магазина, мы с друзьями использовали его для организации совместных закупок. Большой ассортимент он, конечно, не потянет, а вот маленькие магазинчики сувениров, одежды, фермерских продуктов и т.п. – пойдут «на ура».
Домен можно зарегистрировать вообще бесплатно – многие хостинговые компании проводят специальные акции, а сама услуга хостинга на минимальном тарифе (на первое время хватит за глаза) обходится примерно в 4–6 руб. в сутки, 120-180 руб. в месяц. Неужели, не потянете? А уж с редактором WordPress справится и ваш ребенок, на худой конец – секретарша.
2. Обратиться в веб-студию в среднеценовом сегменте. При этом сразу честно сказать: денег у нас мало, но мы будем расти. Если разработчик увидит ваш серьезный настрой, заинтересуется вами как потенциальным клиентом – вряд ли совсем откажет (большинство веб-студий – такой же малый бизнес, им объяснять не нужно). Например, Антон Сафин из ALS-Studio при ограниченном бюджете рекомендовал делать не сайт, а лид-пейдж – почему бы с этого не начать? Главное – начинайте работать с профессионалами, а не со студентами и знакомыми знакомых!