Еще перед Новым годом (в последнюю неделю, разумеется) один из директоров — сам заядлый пользователь Инстаграма — дал задание своему маркетологу: «Нам нужна реклама в Инстаграме! Конкуренты уже там!». Маркетолог позвонил мне…
А я — что? Я как обычно поржала пошла навстречу клиенту.
Перед этим, конечно, посчитала своим долгом предупредить, что число активных пользователей Инста в Иркутске, по разным оценкам, составляет от 2,5 до 5 тыс., преимущественно в возрастных рамках 16-24 лет. Ну, то есть совсем не их клиент.
Бюджет на публикацию рекламных постов, тем не менее, был выделен. Я быстренько договорилась с несколькими крупными сообществами в разных сибирских городах — и поехали.
Результат не впечатлил, прямо скажем. То ли время неудачное предпраздничное, то ли именно эта продвигаемая услуга не пошла…
Зато запал у клиента не прошел, и уже после Нового года план размещения включал группы в Одноклассниках, ВКонтакте, Инстаграме. Последний, правда, с меньшей процентной долей.
Наибольшую отдачу мы получили от размещения ВКонтакте — многочисленные, активные группы; подписчики задают вопросы в личке и комментариях, ставят лайки, репосты, присоединяются к рекламируемой группе.
Одноклассники же — черная дыра. Вроде и группы вполне многолюдные (хоть и уступают ВК), контент неплохой, но пользователи — пассивные, безразличные ко всему, кроме брошенных котиков и собачек. Вкладываешь деньги, а что в итоге — непонятно. Впрочем, в ОК всегда так, не только касательно проплаченных постов.
А Инстаграм, несмотря на назойливый масс-фолловинг и искусственно раздутые подписки, преподнес сюрприз. Разместила как-то будним вечером пост в нескольких аккаунтах, и через полчаса в личку пишет заинтересовавшаяся рекламой дама (услуга предполагает зрелый возраст): «А где вы находитесь?» Поскольку у клиента офисы по всей Сибири, пришлось уточнить, из какого она региона. Оказалось: из села Енисей Осинского района.
Представляете?! Покупатель из отдаленного поселка в тысячу человек, где и телеящик-то плохо показывает, увидел объявление в Инстаграме (!!!) и сразу же связался с рекламодателем. «До чего техника дошла! Вашу маму и там, и тут передают!»
В общем, Инстаграм себя реабилитировал, зря смеялась — не только малолетки им пользуются, и не только в крупных городах.
Я не знаю, будет ли это работать через полгода. Честно. Но сейчас убедила еще нескольких клиентов расширить свою аудиторию с помощью рекламы в популярных группах.
Традиционные каналы либо тихо умирают, либо забиты рекламой. А в интернете, как бы это нелепо ни звучало, размещаться негде: кроме Директа и Эдвордса иногда и предложить нечего (с бюджетом до 15 тыс. руб.). Новостные и тематические порталы и форумы опять-таки либо сдулись, либо увешаны баннерами как елки — каша сплошная, никакая реклама там уже не работает.
Роль источников новостей и развлечений взяли на себя социальные сети. В частности, посмотрите новое исследование Гугла: 27% молодежи до 24 лет проводит в соцсетях более 5 часов в день; среди 25-34-летних назвали соцсети в сфере основных интересов около 42% (среди 13-24-летних — 57%).
Примечательно то, что владельцы групп в большинстве своем внимательно относятся к интересам подписчиков. Бывало, админы отказывались размещать посты крупных компаний, за бюджетами которых гоняются рекламные агенты с ТВ и радио: «Тематика не соответствует интересам наших подписчиков», или: «Будет негативная реакция в группе». Плевать, короче, на ваши деньги, доверие подписчиков дороже.
Кроме того, администрация самих социальных сервисов бдит за соблюдением законодательства. Особенно ВКонтакте очень строго относится к содержанию рекламных сообщений и наказывает группы баном при малейших нарушениях. И это хорошо для добросовестных предпринимателей: значит, к их рекламе пользователи отнесутся серьезно.
В завершение — несколько рекомендаций, исходя из собственного опыта.
1. Если у вас разветвленная сеть тоговых/сервисных точек внутри регионов, то размещение рекламных постов в местных группах типа «Подслушано Н-ск», «Барахолка Н-ск», «Типичный Н-ск» — это очень эффективный способ сообщить о себе. Это однозначно лучше объявлений на заборах, поберегите природу и без того убогий городской ландшафт)
Наиболее активно на платные посты реагируют именно в маленьких, удаленных от областных центров городах. Группы, как правило, небольшие — 1500-4000 человек, но и цены низкие — от 30 до 200 руб. за репост.
2. Второй совет вытекает из первого. Жители небольших населенных пунктов предпочитают не звонить, а сразу написать вопросы в личку или в комментариях к репосту. Не упускайте эту возможность пообщаться с клиентами. Либо своему менеджеру поручите мониторить обращения. Либо специалист, занимающийся размещением в соцсетях, должен быть компетентен хотя бы на уровне: «Позвоните, пожалуйста, по телефону горячей линии, и вас проконсультируют…»
3. И не бойтесь комментариев! Владельцы некоторых групп отключают возможность комментирования, чтобы поберечь нежных рекламодателей. И зря. Пусть люди выскажутся публично, и вы сможете им ответить — развеять сомнения, заблуждения и т.п.. А так, они обругают вас тихим незлобивым словом у себя на кухне — и сами при своем мнении останутся, и родственников-друзей-знакомых настроят.
Буквально вчера вот девушка из усть-кутской группы высказала в комментах свое «фи» по поводу продукта моего клиента. Начала с ней общаться. До конца выяснить все не удалось — покупательница не смогла аргументировать свое мнение и перестала отвечать. Но предположительно, девушка перепутала марки, и товар клиента в руках не держала (у него просто особенности есть, исключающие то, что она говорила). Естественно, остальные участники группы это тоже поняли. С одной стороны, мы смогли рассказать о других преимуществах продукта (не только тех, что были озвучены в первоначальном сообщении), а с другой — привлекли эмоциональной перепиской внимание пользователей к нашему репосту. Я еще и на следующий день отвечала в личке на вопросы из Усть-Кута по поводу размеров и цен.
Искренне надеюсь, что коллеги с умом воспользуются социальными сетями для распространения маркетинговой информации. И этот канал не превратится в помойку, как в свое время форумы и порталы.