В сфере рекламы 2014-й год начался довольно вяло — иркутские бизнесмены продолжали наполнять город безвкусной и бестолковой наружной рекламой и уповали на эффективность телерекламы: «Столько звонков!»
К середине года наметился другой тренд: рекламодатели обратили свой взор в сторону онлайна. Возможно, тому причиной несколько региональных семинаров, которые провели летом крупные интернет-площадки, в частности Мейл.ру и Яндекс. Тем не менее, осенью каждая вторая вакансия в сфере маркетинга и рекламы формулировалась как «интернет-маркетолог» и «SMM-менеджер». Сомневаюсь, что их удалось закрыть в полной мере, не учат «этакому» в вузах.
Да и вообще непонятно, чему учат, если свежеиспеченные маркетологи пишут слово «таргетинг» с двумя ошибками и готовы работать даже охранниками. В то время, как каждый второй руководитель в Иркутске мечтает о «талантливом выпускнике», который сделает ему такое промо, что покупатели будут ломиться в двери, а отдел продаж (видимо, испугавшись больших объемов), закроется на все запоры.
С ухудшением финансовой ситуации в стране проявилась и другая тенденция: стремясь сократить расходы, иркутские компании объединялись с целью проведения совместных рекламных акций. Вероятно, эта закономерность сохранится и в начале 2015-го.
А теперь, вкратце об иркутских рекламодателях «в лицах».
Байкалвестком-Ростелеком
В конце 2012 года я высказала предположение, что ребрендинг не пойдет БВК на пользу, и у федеральных операторов появится серьезная фора.
И действительно, можете ли вы припомнить хоть одно яркое, удачное рекламное послание от БВК-Ростелекома в 2014 году? Кондовые синие постеры с неопознанными лицами и позами (простите, как будто, в туалет просятся) не в счет.
Ну, и контрольный выстрел в голову сюрприз от компании в конце года, думаю, поставил точку в противостоянии местных и «пришлых» операторов. Не подготовив в полной мере абонентов («двойка» — пиарщикам), Ростелеком изменил условия оказания услуг и перевел Личные кабинеты на свой федеральный сайт. У кого-то были неправомерно списаны деньги, кто-то не смог пополнить счет… Добавьте к этому нестабильную работу сети на протяжении нескольких дней. Да, потом компания извинилась, что-то исправила… Но черт возьми неужели, за два года нельзя было провести изменения постепенно и безболезненно? Уж пресс-релизы-то можно было написать хотя бы на неделю раньше?
Востсибстрой
Еще одним разочарованием года стали неловкие попытки Востсибстроя вернуть былую славу. Помимо обещания низких цен, строительной компании нечего было сказать своим покупателям.
А уж креативные потуги рекламщиков Востсибстроя и вовсе вызывают недоумение. Весь год россияне слышали слово «санкции» в самом негативном контексте. И применять его в слогане было, по меньшей мере, самонадеянно.
ГК Викинг
Зато их коллеги из строительной компании Викинг пошли по старому пути, который, правда, выдали за новаторский: «Хлеба и зрелищ», то бишь «Айфонов и розыгрышей»! Пипл схавает.
Не знаю, увеличил ли Викинг продажи таунхаусов, но группа ВКонтакте у них — одна из самых многочисленных среди коммерческих фирм Иркутска.
Новель
Еще одни «новаторы». Пересчитав слонов и клиентов, ребята почти ушли с улиц города и сосредоточили усилия на интернет-продвижении. «Покупателям нужен хороший отдых в Таиланде, — подумали в компании и объявили розыгрыш ВКонтакте. — Вернутся из отпуска, глядишь, и наши натяжные потолки покажутся небом в алмазах».
Алмаз
Кстати о ценностях. Иркутский Алмаз продолжал метаться в поисках «священного грааля». То они призывали дарить любовь, то начинали считать серьги в граммах… Мешанину из цветов и стилей иногда можно было увидеть на одной и той же витрине. К осени, так и не найдя красивых женщин в Иркутске, ювелирная компания просто их нарисовала. С глазами, как у генерального директора, разумеется.
Попытки придумать функциональный и запоминающийся слоган тоже ни к чему не привели. Махнув на все рукой, Алмаз решил и дальше «нести смех свет и радость людям»: «С нами приходит любовь/красота/успех, сбываются мечты».
Sunlight
А в это время их конкурент — молодая компания Оникс (бренд Sunlight) — совместно с иркутской сетью супермаркетов Слата реализовала две успешные промо-акции. Увеличив при этом и покупательские потоки в своих магазинах, и улучшив узнаваемость марки.
Одновременно выросла активность бренда в интернете: объявления в сообществах предлагали зарегистрироваться на сайте и сходить в розничный магазин Sunlight за подарком — подвеской, браслетом, колечком. А там интернет-пользователей, как и покупателей Слаты, ждали консультанты: посмотрите-ка, к вашей подвеске идеально подойдет вот эта цепочка…
В отличие от Алмаза, Оникс четко позиционирует свою продукцию: «бриллианты для простых российских женщин», доступная роскошь. А это уже половина успеха — понимание своего места на рынке.
Сота
Однако на простых русских женщин куда большее впечатление произвела рекламная акция завода Сота. Весной за покупку теплицы компания дарила целый парник! Лично я несколько дней слушала восторженные писки мамы и ее подруг.
Терминал 50/60
А вот как рекламщик я весь год внимала рассказам клиентов и коллег о «большом рекламном успехе» Терминала 50/60. По их примеру многие захотели использовать дисконтные чековые книжки и рекламу в лифтах. Впрочем, успех Терминала может стать временным явлением, если компания продолжит завышать цены и оставит качество сервиса на прежнем уровне. Это уже жаловались покупатели.
А какая реклама запомнилась вам?)