Про указатели, которые больше чем указатели, и при этом вовсе не дорожные знаки, под которые они мимикрируют, я планировала написать уже давно. Но все время откладывала, потому что даже у представителей ФАС мне не удалось получить однозначного и развернутого ответа: является ли подобная рекламная практика нарушением закона?
♣ А ведь несколько лет назад столичное УФАС пыталось убрать с дорог коммерческие знаки, но судя по всему, прецедент так и не был создан. Рекламные знаки лишь множатся, а специализированные компании, занимающиеся их изготовлением, ссылаются на то, что это на самом деле не знаки, а «маршрутные указатели». При этом уверяют, что делают их в строгом соответствии с ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки…».
Лукавят. Во-первых, данный ГОСТ определяет правила для дорожных знаков, поэтому если вы что-то создаете в соответствии с ним, то… не родит осина апельсины. Во-вторых, понятие «маршрутоуказатель» совсем из другого ГОСТа, о пассажирском транспорте: например, когда на автобусе размещена табличка с остановками на пути его следования – это как раз он и есть, и к знакам вдоль дорог никакого отношения не имеет.
И кстати, если вернуться к ГОСТ Р 52289, то согласно ему: «Знак дорожный — устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов». Попадают наши рекламные знаки под это понятие? Вполне.
Оттуда же: «…не допускается размещать плакаты, афиши, устанавливать приспособления в полосе отвода дороги,… которые могут быть приняты за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения». Отвлекают внимание водителей ярко-желтые указатели, в то время как законные знаки, расположенные тут же, – синего цвета? Я считаю, что да.
Сравните два снимка: на первом – обычный указатель, пусть и рекламный, на втором – уже подобие дорожного знака.
Но это то, что касается сферы безопасности дорожного движения. А еще есть рекламное законодательство, которое тоже содержит свои запреты, но их, конечно же, рекламодатели стараются не замечать. И один из таких запретов: реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта (п. 4 ст. 5 Закона РФ о рекламе). В связи с этим возникает два вопроса: 1) есть ли сходство между желтыми указателями и дорожными знаками, и 2) что считать рекламой? Ведь закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п.п. 2.5 ст. 2).
Если с ответом на первый вопрос немного разобрались – похожи и формой, и месторасположением, и цветом (в конце концов, их делают по ГОСТу о знаках), то на второй ответить будет сложнее. «Мы просто помогаем водителям сориентироваться на дороге. Какая реклама, о чем вы?!» — обычные аргументы рекламодателей.
Однако закон определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования. В качестве последнего может быть товар, средства индивидуализации юрлица и (или) товара, изготовитель или продавец товара и т.д. (ст. 3). К средствам индивидуализации, напомню, относятся: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания.
Посмотрите: на первом снимке – информационный указатель, на втором – реклама, без всякого сомнения: торговая марка, логотип, адрес и телефон.
Таким образом, дорожный указатель («в любой форме», «неопределенному кругу лиц», «привлечение внимания»), на котором присутствует хоть что-то одно: название товара, компании, торговой марки, — может быть признан рекламой. А значит, нарушающим требования статьи 5 Закона о рекламе.
По поводу телефонов, которые частенько также указывают на рекламных знаках, я уточнила у представителя Иркутского УФАС Сергея Пура во время конференции Рупор. Он подтвердил, что наличие телефона также переводит указатель в разряд рекламных, поскольку потребитель может позвонить по нему и выяснить информацию о товаре и фирме. Как видим, большинство желтых знаков на иркутских дорогах – вне закона.
Так что толкает рекламодателей на нарушение, не считая обычной надежды на авось? Выгода, конечно же. Вот как, например, описывает достоинства дорожной рекламы одно из агентств в интернете: «Во-первых, дорожный знак устанавливается непосредственно вдоль дороги и помогает клиентам Вас найти. Во-вторых, указатель информирует, что Вы в принципе существуете. Человек каждый день едет домой, стоит в пробке и читает «Спецодежда» — 700 метров влево. Уже через две недели поездок у этого человека не будет сомнений, где искать спецодежду. В-третьих, дорожный рекламный знак имеет яркий желтый окрас, что отлично привлекает внимание…»
Ну, и добавьте к этому «демократичную» цену: около 10 тыс. руб. в год, по данным того же агентства. Ну, демонтируют (если доберутся), невелика потеря! В то время как размещение одного билборда обходится в сумму не менее 20 тыс. руб. в месяц.
Про репутацию, которая дороже денег, думаю, нет смысла говорить. Потому что те, кто ею действительно дорожит, не ищут сомнительных лазеек в законе (тем удивительнее для меня действия рекламных служб Банка ВТБ и отеля известной марки Marriott). Но если не можете придумать ничего лучше, чем дорожный знак, хотя бы избегайте указывать на щите лишнюю информацию типа телефона, торговой марки, а также перечислять свои товары и услуги.