Есть сферы бизнеса, для которых традиционная реклама просто нецелесообразна. Адвокатская же деятельность в этом ряду стоит особо…
♣ При том, что прямых законодательных ограничений для популяризации адвокатских услуг не существует, профессиональное сообщество полагает, что коммерческая реклама бросает тень на высокое имя защитника. «…В своем качестве слуг правосудия адвокаты пользуются исключительным правом участия в суде и иммунитетом от судебного преследования за свои выступления в зале суда; их поведение должно быть поэтому скромным, честным и достойным», — подчеркивает Совет Адвокатской палаты Красноярского края в своих Рекомендациях по вопросу о допустимости рекламы.
По сути, адвокатура здесь следует не букве, а духу закона. Ведь согласно федеральным нормам адвокатская деятельность не является предпринимательской, а значит, нужно избегать любых действий, которые бы могли сформировать у людей впечатление о ней как о бизнесе. Кроме того, в п.2 ст. 2 Закона РФ о рекламе указывается, что его действие не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, информационные сообщения адвокатов (как и политическая реклама) вынесены в отдельную сферу, которая в настоящее время регулируется лишь кодексами профессиональной этики. Впрочем, за грубое виновное нарушение норм этики из адвокатов могут и выгнать (пп. 2.2 ст. 17 Закона РФ об адвокатской деятельности).
И все же некоторые адвокаты даже умудряются использовать эту «рекламную несправедливость» в своих интересах. Так, любопытный правовой казус произошел недавно в Приморском крае, где одна из коллегий разместила билборд с рекламой своих услуг: изображение руки за решеткой, подпись «Адвокат защитит. Круглосуточно» и номер телефона. Администрация Владивостока потребовала демонтировать щит, поскольку он был установлен без ее разрешения (пытались сэкономить). Но адвокаты не растерялись и заявили, что то была не реклама, а всего лишь вывеска с информацией о видах юридической помощи, и действие закона о рекламе на нее не распространяется. Тем более что коллегия не осуществляет предпринимательскую деятельность в силу закона об адвокатуре. Однако суды трех инстанций не поддержали коллег по юрцеху: реклама есть реклама, даже если ее дают адвокаты-бессеребренники.
Несколько «возмутительных» случаев было отмечено также в Красноярске в 2011 году, когда адвокатские образования расклеивали свои рекламные объявления на стенах и дверях, заборах и мусорных бачках. А что вы хотите? «Адвокатам тоже кушать хоццца )))), — пишет народ на форумах.
Между тем, существуют способы и клиентов доверителей привлечь, и честь профессии не уронить. Но сначала о том, какую информацию кодексы этики обязывают размещать в адвокатских объявлениях, а какую, наоборот, запрещают.
Обязательная информация в объявлениях адвокатов:
- Фамилия, имя и отчество адвоката;*
- Наименование адвокатского образования (кабинет, коллегия, бюро, юридическая консультация);
- Реестровый номер адвоката и наименование палаты, в которой он состоит.
*Рекомендации Федеральной палаты адвокатов по взаимодействию со СМИ
Недопустимая информация в объявлениях адвокатов:
- Оценочные характеристики адвоката;*
- Отзывы других лиц о работе адвоката;
- Сравнения с другими адвокатами и критика других адвокатов;
- Заявления, намеки, двусмысленности, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды;
*Всероссийский Кодекс профессиональной этики адвоката
- Скидки и иные льготы, формирующие представление об адвокатской деятельности как предпринимательской;*
*Рекомендации Федеральной палаты адвокатов по взаимодействию со СМИ
- Комментарии по делам, в которых адвокат не принимает участия (исключения: согласие коллеги, очевидный произвол);*
- Публичные советы коллегам как им вести дела (подобное вторжение в профессиональную деятельность может быть расценено как умаление деловой репутации).
*Разъяснения совета Адвокатской палаты Москвы о выступлениях в СМИ
Паблисити
Как видим, стандартные рекламные приемы: расхвалить себя, пообещать скидки и подарки, привести отзывы «довольных клиентов», — для адвокатов недоступны. Значит, нужно делать паблисити, к которому кодексы этики относятся вполне лояльно, но предупреждают: «Адвокатам следует воздерживаться от размещения [в СМИ] информации о себе на платной основе». Что касается содержания сообщений для прессы, то адвокат может рассказать о случаях из практики, прецедентных делах или проконсультировать по юридическим вопросам. При этом предоставляя журналистам информацию о выполнении своих профессиональных обязанностей, он должен избегать саморекламы.
Кроме того, «являясь институтом гражданского общества, адвокатура остается важным информационным источником о законодательных процессах, состоянии правосудия, а также реализации и защите прав и свобод граждан», — отмечается в рекомендациях Федеральной палаты. «Адвокаты, однако, не должны забывать, что адвокатура — организация не политическая, адвокатская деятельность по природе своей профессия гуманная, а адвокат — всегда носитель идеи правозащиты и уважения к чужим правам. Поэтому публичные высказывания адвокатов должны быть чужды настроениям правового нигилизма и экстремизма», — подчеркивается в разъяснениях Московской палаты.
Справочники
Профессиональное сообщество также допускает размещение информации о деятельности адвокатских образований в справочных изданиях. То есть, соблюдая вышеуказанные требования к содержанию объявлений, можно заказать отдельные рекламные услуги в электронных телефонных справочниках типа Дубль Гис: приоритет в рубрике, информационные бонусы (расширенная информация) и т.п.
Например, если из этих объявлений исключить зазывные фразы, но включить имя и реестровый номер адвоката, название коллегии, а также перечислить виды юрпомощи, то к ним не подкопается даже самый строгий последователь профессиональных кодексов этики.
Система взаимных рекомендаций
В такой сфере, как адвокатская, где взаимоотношения с клиентом строятся на доверии, хорошо работают принципы WOM-маркетинга. Показательный случай произошел с одним моим знакомым в прошлом году. Придя в суд, чтобы подать гражданский иск, он испугался, что не справится сам. Увидев его растерянность, сотрудник охраны принес ему визитку адвоката. Тот в свою очередь порекомендовал моему знакомому нотариуса, у которого можно было недорого оформить необходимые документы. Поскольку также требовалось проведение экспертизы, и в кратчайшие сроки, нотариус обратился с просьбой к своим друзьям из соответствующей организации. Все остались довольны. И эта цепочка взаимных рекомендаций может быть сколь угодно длинной.
Интернет-реклама
Размещение информации об адвокатской деятельности на официальных интернет-сайтах также разрешено. Применив расширительное толкование, к таковым можно отнести и официальные группы и страницы в социальных сетях.
А формы сообщений такие же, как в СМИ: консультации, прецеденты, комментарии по правовым реформам и новым законодательным актам:
Что касается контекстной рекламы, то объявления в результатах поиска показываются в ответ на запросы пользователя, а значит, их можно отнести к справочным. Требования к тексту аналогичные: имя, членство и номер адвоката, и никаких призывов к действию. Примерно вот так:
Грамотное SEO, ориентированное на продвижение фраз по основным видам юрпомощи, также вряд ли идет в разрез с нормами профессиональной этики.
В то же время к наносящим урон престижу профессии каналам распространения информации адвокатские организации относят:
- размещение объявлений на транспортных средствах, стенах и дверях зданий, заборах и мусоропроводах;
- распространение листовок, визиток, открыток, в том числе по почтовым ящикам;
- спам-рассылку.
Тем не менее, я считаю, в распоряжении у адвокатов достаточно возможностей заявить о себе, несмотря на ограничения. Главное, пользоваться этим с умом и, конечно же, быть верным присяге: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».