SEO — это маркетинг. Вы же хотите увеличить продажи, а не повесить на стенку грамоту «Мы были в ТОПе»?
♣ Наткнулась на объявление. Одно из иркутских веб-агентств ищет SEO-специалиста: физмат или техническое образование, возможно – студент пятого курса. Про миф о талантливых пятикурсниках я напишу как-нибудь в следующий раз, а сегодня — про поисковую оптимизацию.
У меня гуманитарное образование, и я оптимизировала много региональных сайтов, в том числе принадлежащих компаниям, которые продают совершенно непонятные для девушек штуковины. Мои бывшие коллеги до сих пор со смехом вспоминают, как я что-то уточняла у них про гидронасосы – подбирала контекстные синонимы. И вот что я вам скажу: в SEO выпускникам физмата или политеха делать нечего (если у них нет дополнительных навыков в интернет-рекламе, конечно). Потому что SEO — это МАРКЕТИНГ. Я могу за пять минут, не потратив ни копейки денег и не применив никаких технологических приемов, оптимизировать ваш сайт под какой-нибудь запрос (даже тот, что вы назовете). Вы будете в ТОПе. Но по этому запросу к вам не придет ни одного клиента, либо придут – но не ваши, либо ваши – но сразу же уйдут, не найдя на сайте того, что искали.
Потому что SEO – это АНАЛИТИКА, и только потом несколько часов «ручной» работы. Определение целевой аудитории, ее интересов, анализ конкурентов, выбор оптимальной ниши, где можно занять свое место с теми ресурсами (бюджетом), которые у вас есть. А затем уже создание «посадочных» или «входных» страниц, причем таких, чтобы пользователь позвонил, сделал заказ или хотя бы сохранил вас в закладки. А это – дизайн, юзабилити, продающие грамотные тексты. И работать над этим должны веб-дизайнер, программист, копирайтер — под руководством МАРКЕТОЛОГА. Вы же хотите увеличить продажи, а не повесить на стенку грамоту «Мы были в ТОПе»?
Давайте возьмем, к примеру, довольно конкурентную сферу: туризм на Байкале. Чем могут интересоваться пользователи поисковых систем – потенциальные клиенты турагенств, турбаз, спортивных и экскурсионных центров на побережье?
Общие фразы
- отдых на байкале 7706 запросов в месяц
- туры на байкал 3396
- путешествие на байкал 1007
- путевки на байкал 961
- байкал листвянка отдых 134
Туробъекты (включая известные географические места)
- санаторий байкал 1317
- турбазы на байкале 1095
- базы отдыха на байкале 844
- турбазы малого моря 242
- ольхон турбазы 145
Вид отдыха, развлечения
- рыбалка на байкале 3107
- экскурсии на байкал 451
- круизы по байкалу 166
- музей байкала 128
- дайвинг на байкале 117
- теплоходы на байкале 105
- горные лыжи байкальск 46
- баня на байкале 49
- яхты на байкале 39
- конные туры на байкале 33
- горные лыжи на байкале 25
Даже этот простой список популярных запросов может многое рассказать маркетологу. Например, что наибольшим спросом туры на Байкал пользуются среди жителей Москвы (326 запросов в месяц), Санкт-Петербурга (84), Екатеринбурга (76), Ростова (44) и Украины (24). А самый востребованный вид отдыха на озере – рыбалка (3107), причем зимняя:
- зимняя рыбалка на байкале 706
- рыбалка зима байкал 485
- рыбалка на байкале зимой 464
- подледная рыбалка на байкале 70
Однако «следы» оптимизации под эти запросы заметны только на паре сайтов в ТОПе Яндекса и Гугла, да и то выскакивают страницы с рыболовными турами на 2013 год. Возможно, турфирмы не уделяют этим запросам большого внимания потому что, процентов 50 из них – не коммерческие, а информационные? Так, чуть менее половины из общего количества составляет фраза «рыбалка на байкале видео» (1249). Однако, учитывая низкую конкуренцию и высокую стоимость организованной рыбалки на Байкале – потенциал есть:)
В то же время фестивали «Зимниада» и «Хрустальная нерпа», призванные популяризировать зимний отдых на Байкале, мало интересуют россиян – всего около 40 запросов в месяц по каждому и, скорей всего, информационные.
Также можно обнаружить, что определенная часть людей не намерена прибегать к услугам агентов или турбаз и готовится к «дикому» отдыху:
- путешествие на байкал на автомобиле 210
- отдых на байкале дикарями 204
- отдых на байкале частный сектор 72
- отдых на байкале дикарем цены 50
- путешествие на байкал самостоятельно 49
- самостоятельное путешествие на байкал 49
Однако даже «самостоятельным» туристам может понадобиться временное жилье, услуги общепита, аренда инвентаря, экскурсии, фрахт корабля и т.д. Коммерческий потенциал в этих запросах тоже есть – можно продвигать и создавать специальные страницы с описанием услуг для этой категории туристов. Если ваша компания, разумеется, подобные услуги оказывает, и если есть проблемы с загрузкой в отдельные периоды.
Если говорить в целом, то начиная анализ, я ожидала от туристической отрасли более высокой конкуренции в поиске. Но оптимизацию контента увидела только на трех-четырех сайтах иркутских туроператоров и всего лишь по некоторым среднечастотным запросам, например «туры на байкал летом 2014». О чем это может говорить? Либо SEO-работы не проводятся совсем, либо сводятся к покупке ссылок, а в зимний сезон рекламные кампании приостанавливают – соответственно, позиции «провисают».
Так, в середине первой страницы Яндекса по запросу «отдых на Байкале» сейчас находится сайт одной крупной местной турфирмы (в Гугле их вообще нет в ТОПе: может, под санкциями, надо проверять) с блеклым, ни о чем не говорящим описанием-сниппетом. Помню, лет шесть-семь назад они обращались в нашу компанию за услугой поискового продвижения. Полный цикл работ — внутренняя оптимизация и наращивание естественной ссылочной массы – у нас длился два месяца и стоил 30 тыс. руб. Но они хотели твердых письменных гарантий о том, что они будут на определенных позициях. Мы таких гарантий не давали. Тогда они обратились к ребятам, которые на десять штук закупили им ссылок на бирже, еще пять взяли себе за работу. И так каждый месяц. И судя по содержанию сайта и его позициям в поиске – до сих пор. Я называю это недальновидностью и неэффективным расходованием рекламного бюджета. Если бы мы тогда провели работы, то сайт все эти годы стабильно, вне зависимости от «высокого» и «низкого» сезонов, и что важно — без ежемесячных финансовых вливаний, был бы на первой странице по всем основным турзапросам. А если еще периодически поддерживать результат…
Таким образом, мы подошли к тому, что в большинстве местных веб-агентств поисковая оптимизация заключается только в закупке ссылок. Видимо, для этого и требуется техническое образование – чтобы лучше разбирались в интерфейсе систем автоматического продвижения, таких, как Sape (продажа/покупка ссылок), SeoPult (покупка ссылок и контекстная реклама), Блогун (ссылки в социальных медиа) и др. Но даже школьники знают о том, что ссылочный фактор постепенно теряет вес. Представители Google давно говорят, что им ссылочное ранжирование ни к чему, чтобы определять ценность сайтов. А Яндекс в конце прошлого года заявил об отказе от этой системы сначала в Москве, а потом и по всей России. Пусть и не в один момент, но как в свое время сошли с дистанции сервисы по автоматической регистрации в каталогах, так исчезнут и биржи ссылок. Не говоря уже о том, что роботы не могут знать, что нужно вашим клиентам.
Поэтому тем компаниям, которые намерены долго и плодотворно вести свой бизнес, я бы посоветовала сосредоточиться на внутренней оптимизации сайта, создании полезного, интересного пользователям контента и качественной работе в социальных медиа (соцсети, «отзовики», сервисы «вопрос-ответ»). И тогда вы будете в ТОПе. И будете с клиентами.
В том, что я перечислила, кто-нибудь нашел сферу применения знаний для физика или математика — студента пятого курса, м? Не обращайтесь в такие агентства)))